В этом году российскому лонгитюдному исследованию «Траектории в образовании и профессии» исполняется 12 лет. Что мы знаем о том, как молодежь планирует свое будущее и принимает важные жизненные решения? Ниже собраны результаты десятков исследований, проведенных на основе данных ТрОП, позволивших создать единую картину образовательных переходов российских школьников и студентов, а также проанализировать эффекты неравенства в принятии решений об образовании. Благодаря этим данным у мирового исследовательского сообщества появилась возможность проследить сложные маршруты российской молодежи в сфере образования и профессий и понять, что влияет на выбор разных образовательно-карьерных стратегий. 

Авторы текста

Легут Кира Дмитриевна

Стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии

Лукина Анастасия Андреевна

Младший научный сотрудник Центра социологии культуры

Гаджиев Акиф Аждар оглы

Стажер-исследователь Центра социологии культуры

О проекте

Российское лонгитюдное панельное исследование «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) является первым когортным лонгитюдным исследованием национального масштаба, проводимым в современной России. Цель проекта – выявить и проанализировать типичные образовательно-профессиональные траектории, которые формируются в современной России и определяют облик страны в перспективе. Проекту уже почти 14 лет – он стартовал в 2009 году с региональных панелей, а потом расширился до общероссийского масштаба. В первой всероссийской волне исследования (тестирование TIMSS - 2011 год) приняли участие 4893 ученика 8-х классов из 210 школ 42 субъектов России. Очередная, 12-я волна исследования стартует уже в конце этого лета. Центр социологии культуры НИУ ВШЭ отвечает за организацию и проведение исследования. Фонд "Общественное Мнение" является партнером ЦСК по организации и проведению полевых работ.

Выбор в 9 классе: первая «развилка» образовательной траектории

Пожалуй, первый важный выбор, который во многом определяет жизненную траекторию, школьник делает в 9 классе: оставаться в школе или уйти в техникум или колледж. Именно поэтому первая волна исследований ТрОП началась с 9-классников.

Из каких траекторий выбирает школьник в 9 классе?

  • Остаться в школе → сдать в 11 классе ЕГЭ → поступить в вуз
  • Остаться в школе → сдать в 11 классе ЕГЭ → поступить в колледж или техникум
  • Уйти из школы → поступить в колледж или техникум → работать
  • Уйти из школы → поступить в колледж или техникум → поступить в вуз по внутреннему экзамену
  • Уйти из школы → работать

Для молодых людей также важным фактором является служба в армии, которая обязательна для всех, кто после 18 лет не учится в колледже или университете.

Остаться в школе или уйти: что стоит за каждой из этих «опций»? Те, кто решил остаться в школе, должны будут сдавать ЕГЭ – в большинстве случаев этот выбор означает амбиции поступить в университет. Те, кто уходит из школы в 9 классе, выбирают менее престижный в общественном представлении вариант и раньше выходят на рынок труда. Данные ТрОП позволили установить, что среди школьников, закончивших 9 класс в 2011 году, скорее преобладала стратегия перехода в 10 класс, по сравнению с поступлением на программы среднего профессионального образования.

Как школьники совершают этот выбор? Исследования, проведенные по всему миру, показывают, что на это решение влияет множество факторов, не ограничивающихся успеваемостью. Грубо говоря, нельзя утверждать, что все отличники идут в 10 класс, а все “двоечники” – в колледж. С помощью данных ТрОП исследователи получили множество иллюстраций к этой идее.

Теория человеческого капитала

Капитал бывает не только материальным. Знания человека, уровень культуры, сеть знакомств сильно влияют на его успешность и благополучие. «Знание – сила», «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» – эти и многие другие народные мудрости по-своему выражают идею нематериального капитала. Индивидуальный человеческий капитал – это комбинация всех этих «богатств» вместе.
Так, согласно теории человеческого капитала, разработанной Беккером, Шульцем и Минсером, чем лучше знания и навыки, которыми обладает человек, тем востребованнее он будет на рынке труда – а значит, успешнее и благополучнее. Поэтому родители должны инвестировать в человеческий капитал детей в расчете на будущие доходы. Отталкиваясь от образа будущего, которого родители хотят для своих детей, они решают, какое образование им лучше получать. 

Влияние семьи на выбор в 9 классе

Влияние уровня образования родителей

По данным ТрОП, дети, родители которых имеют высшее образование, чаще учатся лучше. Но даже если сравнить школьников с одинаковыми оценками и уровнем знаний, вероятность пойти в 10 класс заметно выше для тех, у кого родители имеют высшее образование.

Такое неравномерное распределение по образовательным траекториям  школьников-участников ТрОП разного социального статуса позволило исследователям заметить важные изменения в российском образовании: сейчас именно 9 класс является ключевым водоразделом и пространством для воспроизводства неравенства. Этот тренд – новый и переломный для российского образования: если раньше окончание 11 классов было доступно для всех, а в вуз шли относительно немногие, то сейчас картина в корне поменялась: выборочным и высоко конкурентным стало поступление в 10 класс. Информация об образовательных выборах участников лонгитюда показала: те, кому удалось окончить старшую школу, почти массово поступают в вузы. Напротив, школьники, после 9 класса ушедшие в СПО, гораздо реже получают высшее образование.

80% опрошенных 9-классников,
перешедших в 10 класс, в дальнейшем поступят в вуз
35% опрошенных 9-классников,
ушедших в колледж, в дальнейшем поступят в вуз

 

Влияние социально-экономического положения родителей

Родители, которые сами учились в вузе, убеждают своих детей в том, что высшее образование – обязательно. Поэтому школьники из семей с более высоким социально-экономическим положением рассматривают переход в 10 класс не как выбор, а как естественный ход вещей – и, как правило, лучше сдают ЕГЭ. 

Для школьников из семей с доходом более 80 тыс. рублей в месяц вероятность продолжить обучение в 10 классе на 16% выше, чем для учащихся из семей с доходом ниже 20 тыс. рублей.

В том, что высшее образование необходимо для успешной жизни, уверены и участники ТрОП, ушедшие в колледж после 9 класса. Однако в этом случае планы на «вышку» значительно реже воплощаются в жизнь: поступление в вуз либо отодвигается на неопределенное будущее, либо со временем перестает быть частью жизненных целей.

Безотносительно статуса, зачастую школьники фокусируются именно на самом факте поступления: престижность вуза и специальность отходят на второй план – старшеклассники заранее готовы к тому, что им наверняка придется работать не по специальности.

Влияние школы и окружения на выбор в 9 классе

Влияние одноклассников

Данные ТрОП показывают: утверждать, что все «богатые» остаются в школе, а «бедные» идут в колледж, будет ошибкой. 

Для школьников из менее ресурсных семей, которые хорошо учатся, решающим условием выбора в 9 классе может стать окружение. Ученики проводят в стенах школы большую часть времени, поэтому именно школьное окружение так сильно влияет на жизненные планы.

В интервью проекта «Меченый атом» школьники, выбравшие разные траектории, приводят свои аргументы. В среде тех, кто выбирает пойти в 10 класс и затем университет, наличие высшего образования воспринимается как «пропуск» на рынок труда. Те, кто выбрал колледж, хотят поскорее покинуть «скучную» школу и начать получать навыки и знания, которые прямо пригодятся им в профессии – длинная траектория с учебой в университете видится им тратой времени. Среди студентов колледжей также распространен аргумент о «быстром взрослении»: ведь они раньше уходят из школы и раньше начинают зарабатывать.

Статус школы

Несмотря на то что в России школьное образование доступно всем детям, школы отличаются по статусу. Этот статус измеряется по показателю социально-экономической композиции (СЭК) школы.

Социально-экономическая композиция (СЭК) школы – это средний социально-экономический статус всех учеников школы. Он позволяет судить, насколько в целом благополучен состав учащихся школы, а не отдельные семьи.

Как формируется социально-экономическая композиция школы? Родители, которые имеют высшее образование и высокий доход, как правило выбирают для своих детей гимназии и лицеи. Поступление в такие школы требует прохождение вступительного испытания, к которому нужно готовиться заранее. Семьи же с более низким доходом, в которых у родителей нет высшего образования, чаще отдают детей в «обычные» школы по месту жительства. Как показывают данные ТрОП, разница между школами проявляется в том числе и в выборе, который школьники делают, проучившись до 9 класса. 

80% учащихся школ с высокой СЭК остаются в школе в 10 классе 
47% учащихся школах с низкой СЭК остаются в школе в 10 классе 

Резильентные школы

Важным исключением из общего правила являются резильентные школы.

Резильентные школы – это школы, которые работают в сложных социально-экономических условиях: большинство учащихся составляют дети из бедных и малообразованных семей. Вопреки общему тренду, ученики резильентных школ достигают высоких результатов в учебе. Такие школы сокращают неравенство образовательных возможностей и дают детям из бедных и малообразованных семей шансы на успех.

Данные ТрОП показывают, что в таких школах дети больше вовлечены в учебный процесс, ответственнее относятся к учебе. Учителя ожидают от школьников высоких результатов – а те, в свою очередь, считывают и оправдывают эти ожидания. В резильентных школах ученики не менее успешны, чем учащиеся в более престижных школах – при том, что вторые, как правило, получают более сильную поддержку от семьи. В резильентных школах, вопреки статистике, не только выше успеваемость учеников, но и более распространена академическая траектория.

Более половины учащихся резильентных школ выбирают пойти в 10 класс, а не в колледж или техникум.

 

Успеваемость и выбор в 9 классе

Влияние оценок

Результаты ТрОП показывают, что влияние успеваемости самого школьника на его амбиции и дальнейшие планы остается сильным. По данным лонгитюда, в 10 класс чаще переходят школьники с более высокой успеваемостью. 

Влияние вовлеченности родителей

Успеваемость зависит далеко не только от самого школьника. На основе данных ТрОП исследователи выяснили, что интерес родителей к учебе ребенка также влияет на успехи в учебе. При этом вовлеченность и контроль – это разные формы участия, которые оказывают на успеваемость ровно противоположный эффект. Чем больше родители участвуют в родительских собраниях, предлагают ребенку дополнительную литературу, привлекают репетиторов – тем лучше его успеваемость в школе. 

3,75 средний балл по алгебре
среди детей, чьи родители входят в родительский комитет
3,6 средний балл по алгебре
среди детей, чьи родители не состоят в комитете

В то же время, контроль выполнения домашнего задания и звонки учителю с целью узнать оценки ребенка не улучшают образовательные результаты. К таким методам чаще прибегают родители детей с невысокой успеваемостью – усиленный контроль не помогает ребенку начать лучше учиться. Наоборот, такой формат вовлечения родителей становится еще одним аргументом поскорее уйти из школы.

У детей, чьи родители проверяют каждое д/з, средний балл по алгебре – 3,4 из 5. 
Средний балл школьников, чьи родители проверяют д/з очень редко, – 3,7 из 5.

Данные ТрОП о «развилке» в 9 классе показали, что на решение пойти в 10 класс или поступить в колледж оказывают влияние множество факторов: образование и достаток родителей, социально-экономический статус школы, мотивация одноклассников и успеваемость самого школьника. Для многих девятиклассников «развилка» больше похожа на железнодорожную колею, предопределенную факторами, которые от них не всегда зависят. Свернуть с этой колеи весьма непросто: при этом, как показывают исследования на основе последующих волн ТрОП, решение, принятое в 9 классе, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь молодого человека. Эта предопределенность ярко показывает существование системного неравенства в российском обществе, которое пока не удалось искоренить даже в системе формально общедоступного образования. 

Подробнее в статьях

Выбор в 11 классе: вторая «развилка» образовательной траектории

Выбор пойти в 10 класс подразумевает, что школьник планирует сдавать ЕГЭ – но поступление в вуз не является единственной возможной траекторией, что наглядно видно на данных ТрОП. Часть опрошенных выпускников никуда не поступает, часть из них идет в техникумы. На данных лонгитюда исследователи выяснили, что, как и в 9 классе, выбор школьника зависит не только от полученных баллов ЕГЭ: на него влияет множество других – социальных – обстоятельств.

Поступать или не поступать

Разница между юношами и девушками

Какие старшеклассники не поступают в университет после школы и почему? Первое различие – гендерное: опрошенные девушки чаще поступают в вуз, чем респонденты-юноши.

Как показало исследование на данных ТрОП, это может происходить за счет различий в успеваемости мальчиков и девочек: последние лучше учатся и, следовательно, лучше сдают экзамен в 11 классе. Разницу показывают и международные тесты, которые респонденты дополнительно проходили в рамках ТрОП: среди «хорошистов» по русскому языку и литературе девушки показывают более высокие результаты в международном тесте PISA по чтению, чем юноши. Исследователи связывают это с тем, что уровень знаний учеников — не единственный фактор, влияющий на успеваемость. Важны также дисциплина, усидчивость, выполнение домашних заданий, отношения с учителем и т.д. При одном и том же уровне знаний оценки у девушек в среднем выше, чем у юношей, скорее всего, за счет этих дополнительных факторов.

Влияние дополнительных занятий

Занятия с репетитором, которые традиционно считаются условием получения высокого балла, на деле не сильно влияют на поступление в вуз – такой вывод делают исследователи после анализа данных ТрОП. Так, результаты ЕГЭ по математике не связаны с использованием услуг репетиторов: более высокие баллы получают школьники, которые готовились к экзамену самостоятельно.

Школьники, которые изучают математику и русский язык самостоятельно, чаще сдают ЕГЭ по этим предметам на высокий балл. Занятия по подготовке к экзаменам при университетах помогают школьникам сдавать ЕГЭ лучше – но это относится лишь к абитуриентам из семей с высоким доходом. 

Влияние школы

Еще один важный фактор выбора в пользу вуза после 11 класса – упомянутая выше социально-экономическая композиция (СЭК) школы, которая определяется положением семей всех учащихся. Данные ТрОП показывают: чем выше СЭК школы, тем больший процент выпускников поступает в университет. Для школьников, которые в 10-11 классах учатся в самых «топовых» школах с точки зрения СЭК, вероятность поступить в вуз приближается к 100%. 

93% 11-классников
из престижных школ поступили в вуз
63% 11-классников
из школ с низкой СЭК поступили в вуз

Исследователи ТрОП отмечают: уже на этапе основной школы (5-9 класс) композиция школы становится важным фактором при выборе дальнейшего образования и профессии. Рассуждая о том, насколько сильно разница школ влияет на судьбу учащихся, социологи приходят к выводу, что полного равенства доступа к высшему образованию в России пока нет.

Выбор направления

Перед респондентами, которые решили идти в университет, встает вопрос о выборе направления. Данные лонгитюда показали, что выбор в пользу той или иной специальности во многом зависит от образования родителей и благополучия семьи: для детей из разных семей разные характеристики направления являются приоритетными. 

Как показали результаты исследования четверокурсников-участников ТрОП, на момент поступления дети из более благополучных семей чаще отталкивались от востребованности специальности (35,7% опрошенных), а также личного интереса (31,3%). Для школьников из малообеспеченных семей интерес к специальности был главным фактором при выборе направления (34,5%), также многие обращали внимание на его востребованность (31,2%). Однако, чем ниже доход семьи, тем важнее становится для школьников доступность направления – они выбирают специальность, которую семья «может себе позволить» и на которой они точно смогут доучиться до конца. 

Для школьников из неблагополучных семей легкость поступления и учебы в вузе в 4 раза важнее, чем для старшеклассников из обеспеченных семей: 4,8% и 1,2% соответственно.

Критерии выбора направления также различны для студентов разных специальностей. Гуманитариям и будущим педагогам как правило важна доступность выбранного направления и интерес к специальности. Студенты, выбравшие инженерные направления, наоборот, редко называют интерес к специальности основным аргументом для своего выбора. Будущим экономистам в первую очередь важны карьерные перспективы после выпускного – даже если на выбранную программу трудно поступить.  

Статус университета

Среди тех, кто поступает в университет, тоже есть различение – по статусу выбранного вуза. Поскольку высшее образование является важным социальным лифтом, попадание в сообщество селективного вуза может сильно повлиять на личную и карьерную траекторию молодого человека.

Селективный вуз – учебное заведение, у которого средний проходной балл для поступления составляет 70 баллов из 100 и выше. 

Кто поступает в такие университеты и почему другим это не удается? 

Поступление в престижные вузы: влияние дополнительных занятий и школы

Внеучебные активности также вносят вклад в направление образовательной траектории школьника. Как показали данные ТрОП, посещение старшеклассниками музыкальной или художественной школы снижает вероятность поступления в вуз.

Школьники, которые ходили в музыкальную/художественную школу, на 48% реже поступают в престижный вуз по сравнению со школьниками, которые не посещали такие занятия.

Исследователи объясняют это тем, что занятия отвлекают старшеклассников от учебы и подготовки к экзаменам – но не только. Есть еще одно объяснение: поступление в вуз происходит по итогам сдачи стандартизированного экзамена, а учащиеся музыкальных и художественных школ более успешны в творческих форматах заданий. Такие формы контроля куда меньше распространены в академической среде, особенно в школе.

Исследования, проведенные на основе предыдущих волн ТрОП, показали, насколько сильно статус школы влияет на выбор учеников в 9 классе. Среди 11-классников разный статус школ проявляется в возможности поступить в университет с высоким рейтингом: у выпускников престижных школ больше шансов поступить в престижный вуз.

49% выпускников школ с высокой СЭК
поступили в селективные вузы
23% выпускников школ с низкой СЭК
поступили в селективные вузы

Поступление в престижные вузы: влияние семьи

Как показали данные лонгитюда, при поступлении в университет семья – ее материальное положение, уровень образования родителей – также сильно влияет на выбор выпускника. Это влияние выражается не только в готовности или неготовности “вкладываться” в дополнительные занятия по подготовке к экзамену: важна эмоциональная поддержка, убежденность родителей в том, что высшее образование важно. 

По данным ТрОП, у детей из обеспеченных семей больше шансов поступить в университет с высоким рейтингом. Одна из причин – более обеспеченные родители готовы оплачивать образование детей, если речь идет о престижном вузе и востребованной специальности. Родители из малообеспеченных семей выражают такую готовность в два раза реже. 

Образование родителей играет немалую роль в образовательной траектории ребенка: дети из семей с более высоким уровнем образования чаще поступают в престижные вузы. В топовых университетах 47% учащихся – студенты из семей, где у обоих родителей есть высшее образование. 

В вузах массового спроса 40% студентов – студенты из семей, где ни у одного из родителей нет высшего образования. Таким образом, данные ТрОП позволяют обратить внимание на еще один аспект неравенства в российском образовании: доступ к высококачественному высшему образованию чаще открыт абитуриентам из высокоресурсных семей.

Поступление в престижные вузы: региональные различия

Как показывают данные ТрОП, российские абитуриенты стремятся переезжать из бедных регионов в более благополучные, где выбор вузов шире. 

Поступая в высшее учебное заведение, молодые люди стремятся уехать в столицы и областные центры – только 18% студентов учатся в небольших городах. При этом для молодежи из регионов финансовые затраты, связанные с переездом, являются серьезным барьером для переезда – даже если школьник успешно сдал ЕГЭ и в другом регионе видит для себя лучшие перспективы, отсутствие денег будет причиной остаться дома.

По данным ТрОП, шансы поступить в селективный вуз для тех, кто живет в Москве и Московской области или в Петербурге, где и располагается большая часть таких вузов, сильно выше, чем для проживающих в иных городах или в сельской местности

89% выпускников московских школ
поступают в университет после 11 класса
78% выпускников региональных школ
поступают в университет после 11 класса

Абитуриенты из маленьких городов и поселений в регионах сталкиваются с бОльшим количеством барьеров – причем эти барьеры формируются задолго до момента поступления. Так, на шансы школьника из Москвы поступить в престижный университет доход семьи не оказывает значительного влияния. 

Для московских школьников главным фактором при поступлении в вуз является балл ЕГЭ – самые высокие баллы получают учащиеся специализированных школ.

Для абитуриентов из региональных крупных городов ситуация иная: возможность поступить в селективный вуз зависит не только от баллов ЕГЭ и статуса школы, но и от посещения дополнительных занятий по подготовке к экзаменам. Поскольку для абитуриентов из регионов поступление часто означает переезд, который влечет за собой дополнительные траты (билеты, съем жилья, отдельный от родителей быт), важную роль играет также финансовое положение семьи. 

Для абитуриентов, которые живут не в областных центрах, а в небольших региональных городах и поселениях, поступление в престижный вуз становится еще сложнее – в силу ограниченных ресурсов для подготовки к экзаменам, географической удаленности. Старшеклассникам из маленьких городов, родители которых мало зарабатывают и не имеют высшего образования, труднее всего сдать ЕГЭ на высокий балл – а потому и шансы поступить в престижный вуз у них самые низкие.

Кто поступает в московские университеты

Столичные университеты рассматриваются абитуриентами как наиболее предпочтительные для поступления, и это не случайно. В многочисленных рейтингах самых престижных вузов московские университеты из года в год занимают первые места. Селективные вузы, самые широкий ассортимент специальностей и самые востребованные дипломы – но ключевым остается вопрос, кто в них поступает?

Традиционные классификации студентов основаны на их успеваемости: исходя из этого разделения многие вузы выстраивают свою работу со студентами. На основе данных ТрОП исследователи проанализировали, кто поступает в московские вузы – и предложили свою классификацию. Она более глубоко показывает разницу между первокурсниками: не только в оценках, но и в бэкграунде, а также мотивации учиться.

Опираясь на данные ТрОП, исследователи выделили 7 типов первокурсников московских вузов.По каким критериям составлялась классификация? Ученые учитывали балл ЕГЭ по русскому языку и математике, материальное положение семьи, наличие или отсутствие дополнительной учебной активности вне школы, образование родителей и количество образовательных ресурсов дома (книг, учебных материалов), регион проживания и поспешность принятия решения о поступлении. Также исследователи измеряли самочувствие студентов в вузе, их удовлетворенность своим выбором и то, как они воспринимают трудности в учебе.

«Без преимуществ и слабые» – 20% опрошенных

Эти студенты приехали из регионов, их родители немного зарабатывают и не поощряют дополнительные учебные занятия. Они заранее определились со специальностью, а ЕГЭ сдали на низкий балл. Эти студенты не отмечают трудностей в учебе, но все равно плохо адаптируются в вузе.

«Ломоносовы» – 19% опрошенных

Студенты из регионов, которые заранее определились с вузом и направлением. «Ломоносовы» много занимаются дополнительно и хорошо сдают ЕГЭ – у них самый высокий балл по математике. Их родители поддерживают их материально и эмоционально – поэтому и адаптация в новой среде у них проходит успешно.

«Рациональные» – 16% опрошенных

Студенты из Москвы и Подмосковья, которые заранее определились со специальностью. У почти половины из них родители не имеют высшего образования, а сами студенты сдали ЕГЭ на баллы ниже среднего. При этом они не разочарованы в выборе направления и в целом хорошо чувствуют себя в вузе. Трудности вызывают лишь некоторые аспекты обучения – например, устные экзамены.

«Непретендующие» – 12% опрошенных

Эти студенты отличаются от «Рациональных» в одном – они поздно определились со специальностью. Из-за этого они недовольны выбором и в целом не очень счастливы в университете: им трудно дается учеба, они недовольны внеучебными активностями и не уверены в своем будущем.

«Без преимуществ и пассивные» – 11% опрошенных

У этих студентов довольно низкие стартовые возможности: как и «Ломоносовы», они приезжают из регионов, но у их семей низкий доход и образовательные ресурсы. Не получая сильной поддержки семьи, они сдают ЕГЭ «средне» и с трудом адаптируются в вузе. Такие студенты поздно определились с направлением обучения – и теперь недовольны выбором.

«Звезды» – 10% опрошенных

Студенты, которые живут в Москве или области и заранее определились со специальностью. Семья поддерживает таких студентов и в процессе поступления, и уже в начале учебы в вузе. У «Звезд» самый высокий балл ЕГЭ по русскому языку (в среднем – 71, а у 25% «Звезд» он превышает 78), они довольны выбором вуза и специальности и хорошо чувствуют себя в университете.

«Охотники за удачей» – 9% опрошенных

Последний тип объединяет студентов из регионов, которые выросли в семьях с высокими образовательными ресурсами – это обстоятельство отличает их от «претендующих». Эти первокурсники плохо сдали ЕГЭ, поздно определились со специальностью и недовольны выбором. Им трудно учиться – но зато нравится внеучебная жизнь университета.

Таким образом, данные ТрОП показывают, что на старте обучения первокурсники в первую очередь отличаются по семейным характеристикам и параметрам выбора специальности – именно эти характеристики задают разное отношение к учебе и к пребыванию в вузе в целом.

Подробнее в статьях

Университет: учеба, успеваемость и работа

Учеба в университете – актуальный поворот жизненной траектории половины участников ТрОП: 55,4% являются недавними выпускниками вузов. При этом 41% окончили короткие программы высшего образования – бакалавриат и специалитет, а 14,4% получили дипломы магистров. Еще 1,9% учатся в аспирантуре.

За немногим более чем полвека высшее образование во всем мире из закрытого элитного института превратилось в массовый: доступность обучения в вузе для населения стремительно растет, во всем мире увеличивается число людей с высшим образованием. Система высшего образования, так же как и школьного, играет важную социальную роль: оно является мощным социальным лифтом, который может выравнивать изначально неравные возможности молодых людей и усиливать социальную мобильность.

Российское высшее образование принято считать общедоступным. При этом ученые сходятся в том, что на самом деле это миф: не все школьники становятся студентами университетов; и даже внутри системы высшего образования есть множество дифференциаций. Что такое – массовое высшее образование? Как оно сочетается с существованием селективных вузов? Как учатся и обеспечивают себя студенты и как это влияет на их успеваемость? 

О студентах российских вузов 

Не все участники ТрОП, ставшие студентами, изначально планировали поступать в университет: в 9 классе меньше половины (44%) школьников планировали получать высшее образование. 4% опрошенных поступили в вуз, хотя в 9 классе в него не собирались. 14% респондентов изначально намеревались получать высшее образование, но после школы продолжили обучение в колледже.

В университет поступают как сразу после школы, так и после окончания колледжа. Однако у тех, кто в 9 классе решил покинуть школу, шансы в итоге получить высшее образование ниже – даже если они планировали пойти в университет после окончания колледжа. Среди респондентов ТрОП, которые пошли в вуз после колледжа, диплом о высшем образовании получили лишь 38%. Это почти в два раза ниже показателя тех, кто идет в университет сразу после школы: от 81% до 86% поступивших в вуз после 11 класса его в итоге успешно заканчивают

Образовательно-карьерные траектории российских студентов

На данных ТрОП наглядно видно, что после поступления в университет жизненные траектории студентов широко варьируются: кто-то предпочитает только учиться, кто-то с первого курса начинает работать, кто-то выбирает поступить в магистратуру и только тогда начинает работать. Всего на основе данных лонгитюда исследователи выделяют 9 вариантов таких «комбинаций», которые составляют образовательно-карьерные траектории российских выпускников вузов. Социологи объединяют эти «сложные маршруты» в три группы: короткое обучение и последующее трудоустройство, длительное обучение, а также смешанные паттерны.

Самая популярная траектория – продолжать обучение после окончания бакалавриата. Такой трек выбирает почти половина опрошенных.

Первая группа «короткое обучение и работа» включает случаи, когда студенты получают высшее образование (бакалавриат или специалитет) и выходят на рынок труда, не поступая в магистратуру или аспирантуру. Такие студенты как правило совмещают работу и учебу в университете. Эту траекторию выбрали 33,4% опрошенных.

Вторая группа – «длительное обучение» – объединяет треки, в рамках которых студенты выбирают продолжить обучение в магистратуре. Некоторые из них выбирают не работать вообще и сосредоточиться только на учебе – другие совмещают учебу и работу на протяжении всех ступеней высшего образования. «Длительное обучение» выбрали 45,6% опрошенных.

Третья, последняя, группа «смешанные паттерны» включает «транзитный» и «прекариальный» треки, которые не попали в предыдущие две группы. В рамках транзитного трека студенты после 9 класса поступают в колледж и после его окончания поступают в университет, где совмещают работу и учебу. Прекариальный трек объединяет студентов, для которых выход на рынок труда связан с затяжными периодами временной занятости, неактивности, безработицы. «Смешанные паттерны» выбрал 21% опрошенных.

Совмещение работы и учебы

Исследования говорят о том, что работающий студент – общее место для российского контекста. Работать во время учебы начинают как в силу финансовой необходимости, так и для приобретения навыков, необходимых для дальнейшей карьеры. Эту тенденцию подтверждают и данные ТрОП: большинство участников-студентов совмещали учебу в вузе с работой.

70% студентов
начали работать во время обучения в вузе

На данных ТрОП можно увидеть разные форматы совмещения работы и учебы. Первое различение – количество рабочего времени: студенты могут работать полный или неполный день, а также иметь непостоянную подработку. Второе отличие – соответствие профилю обучения: студенты начинают работать как по специальности, так и в сферах, совершенно с ней не связанных.

На основе данных лонгитюда исследователи выделяют 5 типов совмещения работы и учебы:

  1. Отсутствие работы во время обучения (22,8% опрошенных)
  2. Неполный рабочий день или непостоянная подработка не по специальности (33,8% опрошенных)
  3. Неполный рабочий день или непостоянная подработка по специальности (14,8% опрошенных)
  4. Работа полный день не по специальности (16,2% опрошенных)
  5. Работа на полный день по специальности (8,1% опрошенных)

Эта статистика показывает, что большинство студентов так или иначе начинают работать во время учебы. Один из главных мотивирующих факторов – материальное положение: студенты, которые не получают материальной поддержки от родителей, начинают работать раньше (23,5% таких респондентов с 1-2 курса работают полный рабочий день).

Совмещение работы и учебы: график работы

На основе данных лонгитюда можно убедиться, что достаток семьи продолжает влиять на траекторию молодого человека и в университете – теперь не только на образовательную, но и карьерную. Результаты ТрОП показали, что, чем ниже доход семьи, тем более вероятно, что студент будет работать полный рабочий день во время учебы в университете, поскольку вынужден обеспечивать себя. Так, 31% студентов из обеспеченных семей не работают во время обучения, уделяя все время обучению.

В семьях с низким доходом 21,4% студентов работают полный день не по специальности и 19% – полный день по специальности.

Примечательно, что формат работы различается еще и в зависимости от специальности. Меньше всего с первого курса полный день работают студенты, которые обучаются естественным наукам (3,8%); больше всего – студенты аграрных направлений (16,5%). Самый большой процент частично занятых – в специальностях, связанных с культурой и искусством (61%), а неработающих студентов больше всего на экономических, управленческих и социологических программах (43,8%). Это соотносится с более ранними данными о том, что на направления «Экономика» и «Управление» чаще поступают дети преуспевающих родителей: поскольку их семья поддерживает их материально, они не спешат начинать работать и могут полностью посвятить себя учебе.

Совмещение работы и учебы: соответствие специальности

Большинство участников ТрОП, которые совмещали работу и учебу в университете, работали не по специальности.

68,5% работающих студентов
работали не по специальности
31,5% работающих студентов
работали по специальности

Как показали данные лонгитюда, студенты разных направлений в разной степени выбирают работу по своему учебному профилю. Больше всего студентов работают по специальности в сфере строительства и архитектуры (46,3% студентов). Самый низкий показатель – в технических и инженерных науках (21,2%): это может быть связано с тем, что они включают такие направления как авиация, нефтехимия, машиностроение – в этих областях мало возможностей работать неполный рабочий день или с гибким графиком, а именно такой формат для студентов наиболее удобен. 

Данные ТрОП подтверждают предположение, что желание работать по специальности во многом зависит от того, насколько осознанно или спонтанно студент выбрал программу обучения: студенты, которые осмысленно и заранее выбрали направление, как правило в дальнейшем работают по выбранному профилю. Те же, кто сделал выбор в последний момент, работают по специальности реже – скорее всего, разочаровавшись в выбранном направлении. Так, среди студентов, работающих не по специальности, 34,3% выбрали ее менее, чем за месяц до поступления.

Среди студентов, работающих по специальности, 22,4% выбрали ее за год до поступления, 16% – более чем за два года до поступления.

 

Совмещение работы и учебы: успеваемость

Анализ данных ТрОП опровергает расхожее утверждение, что совмещение работы и учебы однозначно вредит успеваемости.

Наоборот, статистика показывает, что в некоторых случаях работа становится органичным дополнением к учебе. Влияние имеют все те же два параметра: соответствие работы учебной специальности и рабочий график. Как показывает опыт студентов-участников ТрОП, работа по специальности во время учебы положительно влияет на успеваемость, а работа не по специальности – негативно. Данные ТрОП показали: когда студент работает по специальности, работа становится еще одним способом учиться, а также может усиливать мотивацию к учебе в университете – потому что знания, полученные в стенах вуза, органично дополняются навыками, полученными на работе.

Также важно учитывать формат работы (полный или неполный рабочий день) и момент, когда студент начинает работать. Так, больше всего отличников – среди респондентов, которые работают неполный рабочий день по специальности. А троечников больше всего среди опрошенных, которые с 1-2 курса начали работать не по специальности – таким образом, ранний старт работы негативно влияет на успеваемость в университете. Работа на полный рабочий день оставляет меньше времени на посещение занятий и выполнения домашних заданий, поэтому при таком графике успеваемость студентов падает. 

45,6% студентов,
которые во время учебы работали неполный рабочий день по специальности, при этом учились на «отлично»
43,1% неработающих студентов
учились на «отлично»

При этом самый высокий процент троечников – среди тех, кто работает не по специальности полный день с 1 курса (25,3%) и на старших курсах (22,7%).

Как показали данные ТрОП, оптимальной стратегией для студента становится работа на неполный день по специальности: так он получает необходимый рабочий опыт в выбранной сфере и у него остается достаточно времени для учебы.

Продолжение обучения 

Несмотря на то что в 9 классе получение высшего образования казалось многим респондентам обязательным, степень бакалавра или специалиста получили меньше половины (41%) опрошенных. Из них 64% составляют девушки, что соотносится с более ранними данными о том, что девушки учатся лучше молодых людей и чаще поступают в университет. 

Влияние статуса школы

14,4% респондентов решили продолжить обучение и поступили в магистратуру. Системное неравенство «дотягивается» даже до этой ступени образовательно-карьерной траектории: исследователи отмечают, что этот путь чаще выбирают студенты, которые ранее учились в престижных школах. Данные ТрОП показали, что статус школы, которую заканчивает ребенок, во многом предопределяет, насколько длинной будет его образовательная траектория.

Влияние семьи

Также более продолжительное обучение чаще выбирают студенты, чьи семьи обладают более высоким образовательным и культурным капиталом – то есть в которых читают больше книг, родители сами имеют высшее образование и поддерживают детей в получении ученой степени. 

Так, по данным лонгитюда, чем лучше успеваемость студента и чем выше социально-экономический статус его семьи, тем больше вероятность, что он решит сделать науку своей профессией.

Аспирантура в целом – нераспространенный шаг в образовательной траектории: среди участников ТрОП в аспирантуре учатся лишь 1,9% респондентов, а закончили ее только 0,9%.

Лишь у 15,4% аспирантов доход родителей не превышал 20 тыс. рублей в месяц на момент поступления. При этом среди опрошенных, закончивших специалитет и вышедших на работу, таких семей большинство – 31,8%.

Исследования на основе ТрОП показали, что связь между более длительным обучением и более высокого заработка существует: выпускники вузов с магистерской степенью имеют ощутимую зарплатную «премию» на российском рынке труда. Эта разница в доходе варьируется в зависимости от специальности и типу вуза – но тем не менее она существует. Таким образом, системное неравенство продолжает проявляться не только на уровне образовательных траекторий, но и при выходе на рынок труда.

Подробнее в статьях

После учёбы: выход на рынок труда

В 2022 году была проведена последняя на данный момент волна ТрОП – участникам опроса было 26–27 лет. Большинство (71%) респондентов не имеют детей, больше половины не состоят в браке (53,5%). Отдельно от родителей живут 80,3% опрошенных.

Работа после вуза

Большинство опрошенных трудоустроено: по данным последней волны лонгитюда (осень 2022 года), 75,4% респондентов работали. Еще 10,7% участников в находились в декретном отпуске.

Соответствие специальности

Предыдущие волны ТрОП показывали, что больше половины студентов во время учебы работают не по специальности. После выпускного это число сокращается, но по-прежнему остается большим. По мнению исследователей, выпускники, которые продолжают работать по профилю, получают более высокую заработную плату и больше удовлетворены своей работой.

Около 50% опрошенных выпускников вузов работают по специальности. При этом, по всероссийской статистике так можно сказать о 2/3 выпускников вузов. Это значит, что среди российской молодежи есть тенденция реже работать по специальности.

Это означает, что оставшаяся половина выпускников будет получать необходимые профессиональные навыки непосредственно на рабочем месте. Наиболее часто такая траектория встречается среди выпускников сельскохозяйственных и инженерно-технические специальностей – до 30–40% всех выпускников. Такая статистика является следствием того, что многие старшеклассники идут в университет за «корочкой», выбирают направление в последний момент и быстро в нем разочаровываются. Из-за этого, получив заветный диплом, они вынуждены заново учиться профессии прямо на работе – что ставит под вопрос ценность полученного высшего образования. 

Данные ТрОП также показывают, что желание работать или не работать по специальности формируется у студентов еще во время учебы – и не последнюю роль здесь играет успеваемость: чем лучше учится студент, тем вероятнее, что в будущем его работа будет соответствовать полученному образованию.

78,6%
«отличников» и «хорошистов» хотят работать по специальности
43,3%
«троечников» хотят работать по специальности

Самые популярные направления

ТрОП показал самые популярные индустрии для российских выпускников. В основном опрошенные идут работать в сферу услуг (76,2% респондентов), которая сейчас составляет один из крупнейших секторов российской экономики. Он включает не только сферу обслуживания, но социальные услуги, технологичные, креативные услуги, а также прочие услуги, связанных с торговлей и потребительским сектором. Вторая по популярности сфера – промышленность: в ней работают 21,5% опрошенных.

Зарплата после вуза: ожидания и реальность

Данные ТрОП подтверждают, что само наличие диплома о высшем образовании действительно обеспечивает значительную прибавку к заработной плате: выпускники вузов получают в среднем на 60-70% больше, чем те, кто высшего образования не имеет.

Но при этом надо учитывать, что от 25% до 40% выпускников университетов готовы выполнять не требующую высшего образования работу. Исследователи приходят к выводу, что определенный сектор высшего образования, по сути, стал заменой «непрестижного» среднего специального образования.

Различия по статусу университета

Как показали данные лонгитюда, статус университета во многом определяет карьерные ожидания студента. В среднем студенты престижных вузов ожидают получать зарплату, которая на 30% выше ожиданий студентов «обычных» вузов. Так, студенты массовых вузов ожидают получать около 44 тыс. рублей, а студенты селективных вузов – около 58 тыс. рублей в месяц. И эти ожидания оправданы.

Различия по успеваемости

Данные ТрОП подсвечивают интересную закономерность: зарплатные ожидания российских студентов не связаны с их успеваемостью. Троечники рассчитывают на ежемесячный доход около 43 тыс. рублей, что лишь немного ниже ожиданий хорошистов и отличников (около 47 тыс. рублей в месяц). Только самые «слабые» студенты имеют заметно меньший уровень зарплатных ожиданий. Получается, что ожидания «троечников» нередко совпадают с действительностью: исследователи не нашли зависимости между успеваемостью и заработной платой студентов.

В среднем же студенты ожидали получать 46 тыс. рублей по окончании вуза, что соотносится с реальным положением на рынке труда.

Гендерные различия

Респонденты-юноши планируют получать зарплату почти на 40% больше соответствующего показателя у девушек. Как показывают данные ТрОП, этот разрыв сохраняется и в реальных доходах респондентов: в 2022 опрошенные мужчины получали в среднем 58 тыс. рублей в месяц, а женщины – 35 тыс. рублей. Еще сильнее гендерные различия начинают проявляться позднее, в 25‒29 лет, когда женщины в России достигают пика карьеры – а у мужчин продолжается карьерный рост и, как следствие, рост заработной платы.  

Когда появился разрыв в заработке мужчин и женщин в России?

Истоки гендерного неравенства в оплате труда можно найти еще в советском периоде

Профессиональные различия

Зарплатные ожидания – как и фактический доход выпускников – сильно различаются среди студентов разных направлений. Как видно на данных лонгитюда, на самые высокие зарплаты рассчитывают студенты технического профиля и программ, связанных с математикой и информационными технологиями. Студенты направления «математика и информатика» в среднем ожидают получать 58 тыс. рублей в месяц. По данным ТрОП последних волн видно, что их фактический уровень зарплат как раз и является самым высоким: от 88 до 97 тыс. рублей. 

Самые низкие зарплатные ожидания – у студентов аграрных специальностей: около 28 тыс. рублей. Эти ожидания во многом соответствуют действительности: данные ТрОП показали, что средний фактический доход выпускников аграрных специальностей составляет около 35 тыс. рублей, а самый низкий показатель – у выпускников направления «Ветеринария и зоотехника» – около 29 тыс. рублей в месяц.

Различия по статусу семьи

Чем выше доход семей, в которых выросли выпускники, тем выше зарплатные ожидания молодых людей. В семьях с доходом менее 20 тыс. рублей в месяц выпускники рассчитывают на зарплату в размере около 38 тыс. рублей, в то время как в семьях с доходом от 80 тыс. рублей в месяц выпускники ожидают зарабатывать около 57 тыс. рублей в месяц.

Фактический разрыв в зарплатах оказывается еще сильнее: дети из малообеспеченных семей получают зарплату в соответствии с ожиданиями, в то время как дети обеспеченных родителей зарабатывают даже больше, чем рассчитывали, будучи студентами. Так, выпускники, чьи родители получают менее 20 тыс. рублей в месяц, сами зарабатывают около 40 тыс. рублей в месяц. Выпускники, у которых доход родителей превосходит 80 тыс. рублей в месяц, получают зарплату в размере 76 тыс. рублей.

Этот разрыв почти в два раза становится очередным звеном в цепи системного неравенства, которое воспроизводится в системе российского образования. Хотя оно и становится социальным лифтом для молодежи России, общая тенденция неравенства сохраняется даже среди выпускников вузов. Дети из малообеспеченных семей и сами начинают получать невысокий доход, в то время как дети преуспевающих родителей сразу после окончания университета получают зарплаты, превышающие свои собственные ожидания – и зарплаты сверстников из более бедных семей.

Подробнее в статьях

Взросление глазами взрослеющих

Взросление глазами старшеклассников и студентов СПО

Данные для лонгитюда ТрОП собираются уже 12 лет. Респонденты начали участвовать в проекте 8-классниками – сейчас они стали взрослыми людьми, которые получили образование, начали работать и даже создали собственные семьи. Что же такое – быть взрослым? Чтобы узнать, как молодые люди понимали взросление и считали ли себя взрослыми, когда учились, исследователи провели с участниками лонгитюда  серию интервью.

У старшеклассников в России существует 5 интерпретаций взрослости. Интервью с участниками ТрОП в рамках качественного исследования «Меченый атом» дали возможность узнать, что такое взрослость в понимании молодых людей, которые в 2012-2014 годах учились в 9 классе и на 1 курсе колледжей и техникумов.

  • Взрослый – это тот, кто закончил школу (интерпретация через контекст);
  • Взрослый – это тот, кто может контролировать себя (интерпретация через эмоциональную зрелость);
  • Взрослый – это тот, кто может брать ответственность (интерпретация через умение принимать решения и отвечать за их последствия);
  • Взрослый – тот, кто сам зарабатывает (интерпретация через финансовую независимость);
  • Взрослый – это тот, кто скучный (интерпретация через отказ от взросления вообще).

Как показали интервью, понимание роли взрослого у старшеклассников и студентов колледжей отличается.

Студенты СПО ассоциируют взрослость с окончанием школы, умением контролировать эмоции, умением принимать правильные решения, финансовой независимостью. Отказ от взросления происходит чаще у студентов из малообеспеченных семей: они сталкиваются с грузом ответственности, несоразмерным их желанию еще пожить беззаботно.

У старшеклассников интерпретации взрослости несколько отличаются. В их понимании, взрослый обладает самодисциплиной, отвечает за свои слова, принимает самостоятельные решения, сам зарабатывает. Те, кто маркирует взрослость как что-то негативное, делают это не из-за груза ответственности, а потому что взрослая жизнь кажется им скучной и монотонной, лишенной радости и движения. Детство же, напротив, воспринимается как беззаботная пора. Примечательно, что у студентов СПО такой трактовки детства нет. Это может быть связано с тем, что в среднем у их семей доход ниже, чем у сверстников, которые остаются в школе – а значит, студенты СПО быстрее вовлекаются во «взрослые» дела, например, поиск заработка. 

Как показал анализ проведенных интервью, подростки зачастую делят взрослость на «внутреннюю» и «внешнюю»: чтобы стать по-настоящему взрослым, нужно соответствовать обоим параметрам. Внутренней взрослостью они называют жизненный опыт, который человек может накопить только с годами – с этим опытом приходит «внутренняя сила», умение за себя постоять. Внешняя взрослость определяется подростками как соответствие устоявшемуся образу взрослого человека. Так, опрошенные школьники, которые любят экспериментировать с внешностью, не считают, что они в полной мере соответствуют образу взрослого.

Взросление глазами подростков и выпускников вузов   

Единое понимание взрослости перестало существовать: разнятся и оценки, и определения, и временные рубежи взросления. В другом качественном исследовании на основе данных ТрОП респондентами стали выпускники 9 и 11 классов, а также выпускники вузов.

Анализ этих данных показал, что подростки ассоциируют взрослость с ответственностью, студенты вузов – с выпускным, а выпускники – с рождением ребенка. При этом среди опрошенных есть молодые мамы, для которых и родительство моментом взросления не стало.

Таким образом, респонденты, достигая условного «рубежа взрослости», понимают, что на деле он оказывается еще дальше.

Другие интересные находки исследователей:

  • Единой интерпретации взросления нет: например, если двое опрошенных считают себя взрослыми, они вкладывают в это утверждение разный смысл.
  • То, что предыдущим поколениям казалось плюсом взросления, теперь потеряло свою привлекательность: обретение самостоятельности все чаще трактуется не как свобода, а как новые ограничения.
  • Следовательно, противопоставление «беззаботность – озабоченность» интерпретируется разными молодыми людьми противоположно. Когда озабоченность становится грузом взрослой жизни, беззаботность из инфантильной категории переходит в форму индивидуального удовольствия.

Подробнее в статьях

Новые горизонты исследования

12 лет исследований, проведенных на данных лонгитюда ТрОП, позволили многое узнать о специфике ключевых образовательных переходов российской молодежи, сделать выводы о том, как работает социально-экономическое неравенство в российском контексте. 

Ответы, которые участники исследования ежегодно дают учёным, имеют огромную научную и прикладную ценность. На открытых данных ТрОПа, доступных каждому университету и исследовательскому центру, написаны десятки работ – в них реализуют свои изыскания студенты и ведущие исследователи образования. ТрОП является актуальным и нужным источником данных для широкой сети исследователей по всему миру.

Важную роль играет и уникальный дизайн исследования: он дает ученым возможность сопоставить семейный достаток, учебные показатели, жизненные статусы и карьерные притязания опрошенных, открывая и описывая сложные социальные механизмы того, как принятые нами решения влияют на нашу жизнь.

В России не существует исследований, аналогичных по тематике, масштабу и научной ценности – и каждый наш респондент вносит вклад в то, чтобы ТрОП по-прежнему оставался особенным. Этой осенью мы запускаем очередную, 12 волну лонгитюда, в рамках которой надеемся собрать свежие данные о современной российской молодежи.

Авторы иллюстраций

Анастасия Захарченко

студентка 3 курса программы «Реклама и связи с общественностью»

Виктория Кожевникова

студентка 3 курса программы «Реклама и связи с общественностью»