• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Проект объединяет несколько лонгитюдных исследований, дополненных данными интервью, посвященных изучению траекторий в образовании, переходящих в траектории на рынке труда.
Проект проводится с 2009 г. в Институте образования НИУ ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ
Самым крупным из опросов является опрос репрезентативной всероссийской панели, начавшийся в 2011 году среди девятиклассников, который уникален тем, что содержит данные исследований TIMSS (2011) и PISA (2012) для большинства участников. 


Информацию о ТРОП также можно найти на сайте нашего партнера "Фонд Общественное Мнение"

Цели
Темы
Кто делает проект
Зарубежные аналоги

 

Проблема времени в социологии является одной из самых важных, и в силу того, что изменение – ключевой объект социологии, которому она во многом обязана самим своим существованием (а его невозможно помыслить вне контекста времени), и потому что чаще всего мы в социологии имеем дело с процессами, то есть с событиями и цепочками событий, имеющими временную протяженность. Но социологический инструментарий, при этом, по большей части ориентирован на «мгновенные снимки» социальной жизни. Лонгитюд – это не единственный, но один из самых мощных социологических инструментов, который «возвращает» время в социологическое рассуждение.

Для исследования образования это особенно важно, потому что образование и само по себе является протяженным во времени процессом, и непосредственно связано с другими процессами, такими как взросление, построение карьеры и формирование жизненной траектории. Не менее важна и другая интрига образования: по задумке оно нацелено на производство контролируемых изменений, но на деле те изменения в людях, культуре и институтах, которые происходят в процессе и в результате образования, весьма трудно не только контролировать, но даже и отслеживать. Мы и сегодня, после многих тысяч проведенных исследований, не знаем всех эффектов образования и спорим, какие из тех, о которых мы знаем, наиболее важны.

В этих условиях лонгитюд – это один из наиболее востребованных способов организации научного поиска. Наш лонгитюд по своему характеру и масштабу не только уникален, но и очень своевременен для современной России. И в контексте нашего прошлого: эффекты пост-переходных обществ очень важны для понимания того как устроено социальное изменение в принципе; и в контексте будущего и встраивания страны в новую глобальную экономику. Сейчас большинство респондентов нашей стратегической национальной панели уже заканчивают учиться и начинают строить карьеры. Поэтому ценность лонгитюда будет со временем расти подобно ценности хорошего вина – только гораздо быстрее.

Куракин Дмитрий Юрьевич
Центр культурсоциологии и антропологии образования: Директор центра

 

Лонгитюдные исследования жизненных траекторий получают всё большее признание как наиболее релевантные методы изучения ключевых процессов в образовании, социализации и на рынке труда. Масштабные лонгитюды проводятся во всех развитых странах мира. Панельное исследование «Траектории в Образовании и Профессии», реализуемое в Институте образования НИУ ВШЭ, является первым тематическим лонгитюдным исследованием национального масштаба, проводимым в современной России. Оно дополняет «Российский мониторингэкономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ), который в текущий момент является наиболее надежным и востребованным источником лонгитюдных данных о населении в России. В отличие от ТРОП, РМЭЗ построен как выборка домохозяйств, а не когортный лонгитюд и соответственно позволяет лишь в ограниченной степени изучать траектории индивидов в системе образования и выход на рынок труда. В выборку ТРОП вошли учащиеся 8 классов школ 42 регионов Москвы. 

Уникальным в международном масштабе проект делает наличие данных по опросникам TIMSS 2011 и PISA 2012 для участников исследования. Благодаря этому появиляется возможность отследить долгосрочные эффекты различных показателей, измеренных в школе, соотнести долгосрочные достижения индивидов с уровнем компетенций, измеренных в рамках международных сравнительных исследований.

Благодаря фокусированию на дополнение традиционных количественных исследований интерпретативным культурно-ориентированным подходом, исследование также направлено на развитие новых сфер и методов академических исследований и комбинирует статистический и интерпретативный анализ.

 

ЯкорьЦели исследования включают:

  • Изучение механизмов образовательного и профессионального выбора в условиях общества «позднего модерна»
  • Выявление типичных образовательно-трудовых траекторий
  • Определение роли образования в развитии траекторий
  • Анализ факторов, определяющих формирование и развитие траекторий
  • Интерпретативное описании типичных траекторий


ЯкорьТемы в исследованиях типичных траекторий: 

  • Изучение образовательного выбора в контексте культуры и неравенства
  • Смысловая среда типичной траектории: реконструкция социальных смыслов и культурных структур основных типичных траекторий, выделение символических модели принятия решений.
  • Устойчивые и воспроизводимые представления о жизненном успехе и неуспехе, изучение их роли в дальнейшей траектории.
  • Этапы формирования траекторий: каковы основные общественно-культурные образы и конкретные модели детства, подросткового возраста, юности, взрослости, как существующие формы образования и профессионализациисвязаны с возрастными периодами и переходами между ними.
  • Объективные и субъективные факторы формирования траектории: ресурсы и барьеры на пути к качественному образованию, материальные и символические, роль дополнительного образования, последствия отсева из учебного заведения для трудовой траектории, формирование профессиональных притязаний и ожиданий, основные причины не совпадения притязаний и фактических траекторий 
  • Влияние образования на профессиональную траекторию и социальный капитал. 

Подробнее о Проекте можно прочитать в Научных докладах Института Образования

Kurakin, D. Russian Longitudinal Panel Study of Educational and Occupational Trajectories: Building Culturally-Sensitive Research Framework.  WP 01/IE/2014. Working Papers of Institute of Education. — Moscow: HSE Publishing House, 2014. — 32 p. — ISBN 978-5-7598-1253-1.

Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю., Малик В.М., Янбарисова Д.М. Бюллетень Российского лонгитюдного панельного исследования образовательных и трудовых траекторий Национальная панель: первая волна (2011–2012).  WP 02/IE/2014. Научные доклады Института образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 117, [1] с. — ISBN 978-5-7598-1254-8.


ЯкорьКто делает этот проект

Мониторинг проводятся усилиями нескольких агентов.
Центр Культурсоциологии и Антропологии Образования занимается организацией и проведением проекта
Фонд "Общественное Мнение" является партнером ЦКСАО по организации и проведению полевых работ
Финансовая и административная поддержка осуществляется Центром Фундаментальных Исследований НИУ ВШЭ и Институтом Образования НИУ ВШЭ


ЯкорьАналогичные исследования за рубежом:


Германия
National Educational Panel Study

Австралия
Longitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY)
Life patterns

Великобритания
Youth Cohort Study (YCS)
Longitudinal Study of Young People in England (LSYPE), or Next Steps
Millenial Cohort Study 1958 National Child Development Study
1970 British Cohort Study 

Канада
Youth in Transition Survey (YITS)
Paths on life's way

США
National Longitudinal Survey of Youth (NLSY 97)
National Education Longitudinal Study (NELS 88)
National Longitudinal Survey of Youth 1979 (NLSY79)
NLSY79 Children and Young Adults


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!