• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Архитектура проекта


Лонгитюд является комплексным исследовательским инструментом, опирающимся на ряд методов, основными из которых являются анкетные опросы и качественные методы социологического исследования.

Лонгитюдный характер исследования предполагает, что одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз, что дает возможность проследить профессионально-образовательные траектории на индивидуальном уровне.

Специалисты Центра КСАО координируют разработку методологии и инструментария исследования, организуют и курируют полевые работы, готовят базы данных и сопутствующую документацию, а также собирают данные с помощью качественных методов исследования (глубинные интервью).

С 2012 года основным партнером ЦКСАО в проведении количественных исследований является Фонд «Общественное мнение».

Для сбора опросных данных используется комплекс методов, среди которых основной - это самозаполнение анкеты в присутствии сотрудника учебного заведения или интервьюера, телефонный опрос, он-лайн опрос. Также совместно с ФОМ специально разрабатываются и постоянно совершенствуются методики поиска респондентов, поддержания панелей. 

Российское Лонгитюдное исследование образовательных и трудовых траекторий включает в себя национальную и несколько региональных когортных панелей.

Региональная панель

Общая схема проведения волн различных панелей

 

Национальная панель

Бюллетень Лонгитюдного исследования образовательных и трудовых траекторий. Национальная панель: первая волна (2011– 2012)

5 тысяч российских школьников изучаются с 2011 года, когда они были учащимися 8х классов. Ученики принимали участие в тестированиях и анкетировании, также опрашивались их учителя и родители. Данные собираются один раз в 1 -2 года.

Национальная панель основана на выборке учащихся, сделанной в рамках международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) в  2011 для учащихся 8 классов школ в Российской Федерации. В России TIMSS проводит Центр Оценки Качества Образования.

В исследовании TIMSS 2011 объектом изучения являлись учащиеся 4 и 8 классов, т.к. оценивалось освоение учебной программы к концу обучения в 4 и 8 классах.  Именно выборка учащихся 8 классов стала основой лонгитюдного исследования, т.е. в последующих волнах опрашивались те же участники исследования, которые были опрошены в рамках этого тестирования и анкетирования. Выборка TIMSS 2011 репрезентирует учащихся 8 классов в 2010-2011 годах в Российской Федерации.  

Учащиеся, принявшие участие в исследовании TIMSS 2011, стали участниками лонгитюдного исследования.  
В 2012 году участники исследования также были опрошены по анкетам международного сравнительного исследования PISA.

 Календарь волн опроса Национальной панели

 

 

 

TIMSS

 2011

учащиеся 8 классов

I волна 

2012

учащиеся 9 классов

PISA

 2012

учащиеся 9 классов

II волна

2013
Осень/Зима

учащиеся 11 классов или заведений СПО

III волна

2014
Весна

учащиеся 11 классов или заведений СПО

IV волна

2015
Весна/Осень

студенты ВУЗов (конец 1-го — начало 2-го курса), студенты заведений СПО

V волна

2016 
Осень

студенты 3 курса ВУЗов, студенты и выпускники заведений СПО

VI волна

2017
Осень

студенты 4 курса ВУЗов, выпускники заведений СПО

 

Уникальной особенностью национальной панели является то, что одни и те же респонденты участвовали  TIMSS 2011  и в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA 2012). Дизайн исследования был предложен М. Карноем и И.Д. Фруминым, при поддержке Г.С. Ковалевой.

В России исследования TIMSS 2011 и PISA 2012 осуществлялось Центром оценки качества образования Института  содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании.

Первая, вторая и третья волны лонгитюдного исследования проводились с помощью исследовательских компаний при поддержке органов управления образования.

 

Региональные панели:

Школьники Ярославской области и Татарстана: по 2 тысячи учащихся 9 классов в каждой из регионов были опрошены в 2010 году, затем в 2012 году была проведена вторая волна, часть респондентов учились в 11 классах, часть перешла в учреждения среднего профессионального образования. В 2014-2015 гг. проводится третья волна исследования.

Старшекурсники Ярославской области и Татарстана:старшекурсники вузов Ярославской области и Татарстана были опрошены в 2010 году (выборка 3,5 тысячи в двух регионах вместе).  Вторая волна была проведена в 2013 году.

Студенты Москвы и Санкт-Петербурга.  Панели студенты первых курсов ( Москва – 2 тысячи, Санкт-Петербург – 3,5 тысячи) были запущены в 2010  и 2011 годах.   В Москве была проведена вторая волна исследования в 2013 году.

Московские школьники: 9 класс и 5 класс. Панели московских школьников стартовали в 2012 (9 класс, 5 тысяч) и 2013 годах (5 класс, 4 тысячи). Также опрашивались родители и  классные руководители респондентов.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.