• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опросные инструменты

В данном разделе представлены опросные инструменты для проводимых панелей. 

Анкеты опросов Национальной панели

НП - волна 1 (9 класс + родители) опрошено весной 2012 года
НП - волна 2 (11 класс + вне школы) опрошено осенью 2013 года
НП - волна 3 (11 класс + вне школы) опрошено весной 2014 года

 НП - волна 4 (выпускники школ) опрошено летом - осенью 2015 года

НП - волна 5 (выпускники школ)        опрошено летом - осенью 2016 года


Тематические блоки прошедшей летом 2014 года 3 волны опроса Национальной панели

Блок «Жизненный курс»
Блок «Круги общения»
Блок «Образ образования»
Блок «Морально-этическое измерение поведения в образовательной среде»
Блок «Семейная среда», «Школьная среда»
Блок «Экономическое измерение выбора»
Блок «Мотивация продолжения обучения»
Блок «Ожидания от образования»
Блок «Структура обучения»

Блок «Жизненный курс» затрагивает базовые вопросы биографии и образовательной траектории. Вопросы разработаны с учетом того, что респонденты являются учащимися 11-ых классов школ, либо студентами НПО / СПО, или, возможно, уже не учатся, а работают. С помощью вопросов фильтров определяется, на какие именно вопросы следует отвечать респонденту в зависимости от текущего места обучения. Особое внимание было уделено разработке вопросов анкеты для учащихся 11 классов, поскольку в 2014 году они проходят ответственную стадию: завершение школы, выбор специальности, поступление в вуз. В блок «Жизненный курс» входит ряд вопросов, повторяющих вопросы, заданные во 2 волне национальной панели (осенью 2013 года). Это вопросы о максимальном планируемом уровне образования, о выборе вуза, факторах, на него повлиявших, о выборе специальности и факторах, на него повлиявших. В него также входят вопросы, оценивающие, насколько сформированы представления школьников о будущем обучении по выбранной специальности, будущей зарплате при работе по выбранной специальности и о специфике работы по выбранной специальности. Эти вопросы позволяют оценить, насколько подготовленным является сделанный школьником выбор вуза и специальности. В дальнейшем при анализе данных будет тестироваться гипотеза о том, что развернутое и детальное представление о специфике обучения и работы по выбранной специальности, связано с тем, что студенты более продуктивно обучаются в университете, и имеют меньше трудностей при поиске работы. Эти вопросы задавались во 2-ой и в 3-ей волне, то есть в начале 11-ого класса и в конце 11-ого класса, так как преследовалась цель оценить, насколько в течение последнего года обучения в школе изменяются и уточняются образовательные выборы школьников

Блок «Круги общения». Анкета второй волны национальной панели содержала вопросы об одноклассниках и их образовательном выборе, которые должны позволить отследить влияние сверстников и друзей на образовательный выбор. Блок в волне 3 включает вопросы о характеристиках самых близких друзей респондентов и характере общения с ними.

Блок «Образ образования». В блоке представлен открытый вопрос, направленный на получение измерения и анализ представления 11-ти классников о людях с различным уровнем образования. Этот вопрос позволит оценить, насколько на выбор образования влияют факторы культуры.

Блок «Морально-этическое измерение поведения в образовательной среде». Данный блок разрабатывался совместно с Центром источниковедения НИУ ВШЭ, и ориентирован на оценку того, насколько школьники пользуются работами других авторов, и как они ими пользуются. Хотя формат школьных письменных работ и докладов существенно отличается от принятого в университете, планируется использовать данные, полученные о заимствованиях в школе, для сравнения с будущим исследования норм заимствования в университетской среде.

Блок «Семейная среда», «Школьная среда». Совместно с Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ было составлено два блока, оценивающие роль и изменения среды, в которой формируются школьники – семьи и школы. Блок о семейной среде включает ретроспективные и актуальные вопросы об отношения в семье школьников, участии родителей в их жизни.

Блок «Экономическое измерение выбора». Данный блок разработан совместно с Институтом институциональных исследований НИУ ВШЭ. Он включает вопросы о посещении платных подготовительных курсов, монетарной оценке школьного образования (через оценку возможной заработной платы при отсутствии какого-либо дальнейшего образования).

Совместно с Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ было разработано несколько блоков.

Блок «Мотивация продолжения обучения» представлен одним табличным вопросом, позволяющим оценить различные виды мотивации к продолжению обучения (в любом направлении – вуз или колледж).

Блок «Ожидания от образования» призван отследить различные ожидания от получаемого образования, транслируемые окружением респондентов – родителями и друзьями, а также то, какие ожидания от высшего образования имеют сами респонденты. Это позволит оценить, какую роль играет окружение в формировании ожиданий от высшего образования и   поддержании   высшего образования как «социальной нормы». В числе примеров вопросов для измерения таких ожиданий: «Знаете ли Вы, Какой максимальный уровень образования желают для Вас родители?», «Считаете ли Вы, что Высшее образование необходимо лично Вам в жизни?».

Блок также включает большое количество вопросов, оценивающих вероятность различных сценариев, связанных с результатами образования, в нем респондентам предлагается оценить шансы на поступление в вуз вообще, на поступление на определенную специальность, будущую зарплату по каждому из двух выбранных ими вариантов вуза и специальности.

Блок «Структура обучения» включает в себя несколько вопросов, нацеленных на оценку реально затрачиваемого школьниками времени на обучение по различным предметам в школе, вне школы, в рамках домашних заданий.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!