• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Структура выборки нацпанели ТрОП

Выборку лонгитюда ТрОП составляют российские 8-классники, принявшие участие в международном тестировании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) в 2011 году. 5 тысяч российских школьников изучаются с 2011 года, когда они были учащимися 8х классов. Ученики принимали участие в тестированиях и анкетировании, также опрашивались их учителя и родители. Лонгитюдный характер исследования предполагает, что одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз, что позволяет прослеживать профессионально-образовательные траектории на индивидуальном уровне. Выборка TIMSS-2011 репрезентирует учащихся 8 классов в 2010-2011 годах в Российской Федерации. В 2012 году участники исследования также были опрошены по анкетам международного сравнительного исследования PISA.

Выборка TIMSS 2011

Первая волна национальной панели

Вторая волна национальной панели

Третья волна национальной панели

Выборка TIMSS-2011

Сбор данных исследования TIMSS-2011 проводился с помощью региональных и школьных координаторов под руководством Центра оценки качества образования ИСМО РАО. Метод сбора данных предполагал заполнение тестовых материалов и анкет школьниками в классах. Всего в тестировании приняли участие 4893 ученика 8-х классов в 210 школах 42 субъектов Российской Федерации.  

В исследовании TIMSS-2011 объектом изучения являлись учащиеся 4-х и 8-х классов, так как оценивалось освоение учебной программы к концу обучения в 4-м и 8-м классах. Далее мы опишем выборку для учащихся 8-х классов, так как именно она стала основой лонгитюдного исследования, т.е. в последующих волнах опрашивались те же участники исследования, которые были опрошены в рамках этого тестирования и анкетирования.

В рамках исследования TIMSS-2011 изучалась подготовка учащихся 8 классов по математике и естествознанию, кроме того, проводилось анкетирование учащихся, их учителей (математики и естественно-научных предметов) и администрации школы.

Выборка репрезентирует учащихся 8 классов в 2010-2011 годах в Российской Федерации. При отборе на уровне школ исключались очень маленькие школы и школы для детей со специальными потребностями. В школах из выборки исключались дети со специальными потребностями и дети, не владеющие русским языком.

В России формирование выборки проходило в два этапа: выбор регионов и выбор школ. При построении выборки регионов учитывалось количество учащихся в данном регионе (применялась методика вероятностной выборки, пропорциональной объему (PPS, Probability Proportionate to Size Sampling)). Крупнейшие регионы включались в выборку с вероятностью 1.

Во всех регионах, вошедших в выборку, составлялся список школ региона. Отбор школ проводился с учетом размера населенного пункта. В каждом выбранном регионе было выбрано от 4 до 12 образовательных учреждений.

В выборку были включены только школы с русским языком обучения. В каждой школе отбирались один или два класса, все учащиеся которых принимали участие в тестировании.

 

Первая волна национальной панели

В рамках первой волны национальной панели в 2011-2012 учебном году проводилось анкетирование участников TIMSS-2011 и их родителей. В ходе первой волны национальной панели было опрошено 3827 учеников 9 классов и их родителей в 42 регионах Российской Федерации. Для формирования выборки использовались данные TIMSS-2011 в виде списка регионов, населенных пунктов и школ. В ходе опроса собирались данные об образовательных и трудовых траекториях участников исследования, которые в тот момент были учениками 9-х классов.

Полевые работы проводились компанией «НАФИ» с привлечением региональных координаторов, участвовавших в исследовании TIMSS-2011. Опрос был организован следующим образом: региональные координаторы обращались в школы с просьбой принять участие в исследовании и назначить ответственного за проведение опроса сотрудника. Учащимся, проходившим тестирование TIMSS-2011, передавался конверт с анкетой для ученика и родителя и согласие на участие в исследовании несовершеннолетнего ребенка. Учащиеся передавали заполненные анкеты в конверте ответственному за проведение опроса в школе, а тот передавал их интервьюеру. 

Следует отметить, что во время проведения работ не был доступен поименный список участников TIMSS-2011, и кроме того, некоторые классы были переформированы, поэтому в некоторых школах при опросе в 9 классе опрашивали в том числе тех учащихся, кто не принимал участия в TIMSS-2011. Для оценки полученного в ходе опросе в 9 классе уровня достижимости участников TIMSS потребовалось провести сопоставление данных двух волн исследования. Сопоставление проводилось по именам участников, а в случаях, когда эта информация была недоступна, по полу, дате рождения и другим характеристикам. Из 3827 респондентов в первой волне лонгитюдной панели 3377 были идентифицированы как участники опроса TIMSS-2011. Таким образом, достижимость при проведении опроса составила в среднем 69%. Процент достижимости по регионам варьировалась от 25% (Санкт-Петербург) до 96% (Ульяновская область). 


Вторая волна национальной панели

Во второй волне национальной панели, которая проходила в 2013-2014 году, опрашивались участники TIMSS-2011 (родители и учителя не принимали участия в опросе). На момент опроса большинство респондентов были учащимися 11-х классов или учебных заведений среднего профессионального образования. В ходе опроса собирались данные об образовании участников, их опыте работы, планах на будущее, об изменениях, произошедших с ними с момента первого опроса.

Полевые работы проводились компанией ФОМ. До начала исследования была проведена серьёзная предварительная подготовка, включавшая в себя, в том числе, назначение в каждом из 42 регионов местными органами образования региональных координаторов, ответственных за оказание поддержки на этапе сбора данных. Часть из них участвовали в качестве координаторов в исследовании TIMSS-2011. Координаторы связывались со всеми школами из выборки TIMSS, информировали их о новой волне исследования, помогали интервьюерам ФОМ получить доступ в школы, а также собирали информацию о местах обучения всех участников исследования.

Как и в первой волне исследования (а также во всех последующих) для формирования выборки использовались данные TIMSS-2011 в виде списка регионов, населенных пунктов и школ. По итогам второй волны исследования было опрошено 4138 человек. 3781 человек было опрошено методом самозаполнения или личного интервью, 266 человек – методом телефонного интервью, 91 – методом онлайн-интервью. Кроме того, благодаря сбору информации координаторами, по 755 не опрошенным участникам была собрана информация об их местах обучения.

Третья волна национальной панели

Третья волна национальной панели включала в себя два этапа исследования: основной и дополнительный. Основной опрос проходил весной 2014 года, дополнительный – летом 2014 года, когда участники опрашивались по телефону. 

Как и в предыдущей волне исследования, выборку составили участники TIMSS-2011. В основном, их положение в системе образования не изменилось с предыдущей волны исследования. В ходе опроса собиралась информация о планах молодых людей по поводу будущего образования и работы, способах подготовки к получению дальнейшего образования, характеристиках их текущего положения в сфере образования и/или на рынке труда.

Всего было опрошено 4243 человека. Сбор данных проводился ФОМ с привлечением региональных координаторов по схеме, разработанной при подготовке ко второй волне. Использовались методы самозаполнения, личного интервью, телефонного и онлайн-интервью, в зависимости от удобства и предпочтений респондентов в каждой конкретной ситуации.

Летом 2014 года был проведен дополнительный этап третьей волны опроса, цель которого состояла в получении информации о том, в какие вузы поступили выпускники школ. Опрос проводился по телефону по короткой анкете по выборке участников TIMSS-2011, указавших хотя бы один телефонный номер для связи (4622 человека). В рамках дополнительного этапа было опрошено 2919 человек (60% от общего объёма выборки), 95% из которых указали учебные заведения, в которых они собираются учиться в будущем году.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.