• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание структуры выборки основного исследования

Описание выборки TIMSS 2011

Сбор данных и выборка первой волны национальной панели

Сбор данных и выборка второй волны национальной панели

Сбор данных и выборка третьей волны национальной панели

 

Описание выборки TIMSS 2011

Сбор данных  исследования TIMSS 2011 проводился с помощью региональных и школьных координаторов под руководством Центра оценки качества образования ИСМО РАО. Метод сбора данных предполагал  заполнение тестовых материалов и анкет школьниками в классах. Всего в тестировании приняли участие 4893 ученика 8-х классов в 210 школах в 42 субъектах Российской Федерации.  

В исследовании TIMSS 2011 объектом изучения являлись учащиеся 4-х и 8-х классов, так как оценивалось освоение учебной программы к концу обучения в 4-м и 8-м классах. Далее мы опишем выборку для учащихся 8-х классов, так как именно она стала основой лонгитюдного исследования, т.е. в последующих волнах опрашивались те же участники исследования, которые были опрошены в рамках этого тестирования и анкетирования.

В рамках исследования TIMSS 2011 изучалась подготовка учащихся 8 классов по математике и естествознанию, кроме того, проводилось анкетирование учащихся, их учителей (математики и естественнонаучных предметов) и администрации школы.

Выборка репрезентирует учащихся 8 классов в 2010-2011 годах в Российской Федерации.  При отборе на уровне школ исключались очень маленькие школы и школы для детей со специальными потребностями.  В школах  из выборки исключались  дети со специальными потребностями и дети, не владеющие русским языком.

В России формирование выборки проходило в два этапа: выбор регионов и выбор школ. При  построении выборки регионов учитывалось количество учащихся в данном регионе (применялась методика вероятностной выборки, пропорциональной объему (PPS, Probability Proportionate to Size Sampling)).  Крупнейшие регионы включались в выборку с вероятностью 1.

Во всех регионах, вошедших в выборку, составлялся список школ региона. Отбор школ  проводился с учетом  размера населенного пункта. В каждом выбранном регионе было выбрано от 4 до 12 образовательных учреждений.

В выборку были включены только школы с русским языком обучения. В каждой школе отбирались один или два класса, все учащиеся которых принимали участие в тестировании.

 

Сбор данных и выборка первой волны национальной панели

Для формирования выборки использовались  данные TIMSS 2011 в виде списка регионов, населенных пунктов и школ. В ходе первой волны национальной панели было опрошено 3827 учеников 9 классов в 42 регионах Российской Федерации.  

В рамках первой волны национальной панели в 2011-2012 учебном году проводилось анкетирование участников TIMSS 2011 года и  их родителей.  В  ходе опроса собирались данные об образовательных и трудовых траекториях участников исследования,  которые в тот момент  были учениками 9-х классов.

Полевые работы проводились компанией «НАФИ» с привлечением региональных координаторов, участвовавших в исследовании TIMSS 2011. Опрос был организован следующим образом: региональные координаторы обращались в школы с просьбой принять участие в исследовании и назначить ответственного за проведение опроса сотрудника. Учащимся, проходившим тестирование TIMSS 2011, передавался конверт с анкетой для ученика и родителя и согласие на участие в исследовании несовершеннолетнего ребенка. Учащиеся передавали заполненные анкеты в конверте ответственному за проведение опроса в школе, а тот передавал их интервьюеру. 

Следует отметить, что во время проведения работ  не  был доступен поименный список участников TIMSS 2011, и кроме того, некоторые классы были переформированы, поэтому в некоторых школах при опросе в 9 классе опрашивали в том числе тех учащихся, кто не принимал участия в TIMSS 2011. Для оценки полученного в ходе опросе в 9 классе уровня достижимости участников TIMSS  потребовалось провести сопоставление данных двух волн исследования.  Сопоставление проводилось по именам участников, а в случаях, когда эта информация была недоступна, по полу, дате рождения и другим характеристикам. Из 3827 респондентов в первой волне лонгитюдной панели 3377  были идентифицированы как участники опроса TIMSS 2011. Таким образом, достижимость при проведении опроса составила в среднем 69%.   Характеристики выборки по регионам (число участников TIMSS 2011, первой волны лонгитюдной панели, процент достижимости) приведены в Таблице 1. Как видно из таблицы, процент достижимости варьируется от 25% (Санкт-Петербург) до 96% (Ульяновская область). Это связано как с перечисленными причинами неучастия в опросе, так и с качеством работы региональных координаторов.



Сбор данных и выборка второй волны национальной панели

Во второй волне национальной панели, которая проходила в 2013-2014 году, опрашивались участники TIMSS 2011 года (только те, кто тогда учился в школе – родители и учителя в этой волне участия не принимали). На момент опроса большинство участников исследования были учениками 11-х классов школ или учебных заведений среднего профессионального образования. В ходе опроса собирались данные об образовании участников, их опыте работы, планах на будущее, об изменениях, произошедших с ними с момента первого опроса.

Полевые работы проводились компанией ФОМ. До начала исследования была проведена серьёзная предварительная подготовка, включавшая в себя, в том числе, назначение в каждом из 42 регионов местными органами образования региональных координаторов, ответственных за оказание поддержки на этапе сбора данных. Часть из них участвовали в качестве координаторов в исследовании TIMSS 2011. Координаторы связывались со всеми школами из выборки TIMSS, информировали их о новой волне исследования, помогали интервьюерам ФОМ получить доступ в школы, а также собирали информацию о местах обучения всех участников исследования.

Как и в первой волне исследования (а также во всех последующих) для формирования выборки использовались  данные TIMSS 2011 в виде списка регионов, населенных пунктов и школ. По итогам второй волны исследования было опрошено 4138 человек. 3781 человек было опрошено методом самозаполнения или личного интервью, 266 человек – методом телефонного интервью, 91 – методом онлайн-интервью. Кроме того, благодаря сбору информации координаторами, по 755 не опрошенным участникам была собрана информация об их местах обучения.

 

Сбор данных и выборка третьей волны национальной панели

Третья волна национальной панели включала в себя два этапа исследования: основной и дополнительный. Основной опрос проходил весной 2014 года, дополнительный – летом 2014 года, когда участники опрашивались по телефону. 

Сбор данных и выборка основного опроса третьей волны национальной панели

Как и в предыдущей волне исследования, в третьей волне в выборку вошли все участники TIMSS 2011. В основном их положение в системе образования с предыдущей волны исследования не изменилось. В ходе опроса собиралась информация о планах молодых людей по поводу будущего образования и работы, способах подготовки к получению дальнейшего образования, характеристиках их текущего положения в сфере образования и/или на рынке труда.

Сбор данных проводился компанией ФОМ с привлечением региональных координаторов по схеме, разработанной при подготовке ко второй волне.

Всего было опрошено 4243 человека. Использовались методы самозаполнения, личного интервью, телефонного и онлайн-интервью, в зависимости от удобства и предпочтений респондентов в каждой конкретной ситуации.

Сбор данных и выборка дополнительного этапа третьей волны национальной панели

Основная цель дополнительного этапа третьей волны опроса состояла в том, чтобы получить информацию о том, в какие вузы поступили выпускники школ. Опрос проводился по телефону по короткой анкете по выборке участников TIMSS 2011, указавших хотя бы один телефонный номер для связи (4622 человека).

Всего было опрошено 2919 человек (60% от общего объёма выборки). Не дозвонились в процессе опроса 1192 участникам. Основные причины, по которым не удалось опросить тех, кому дозвонились:

  1. Отказ принимать участие в исследовании (70 респондентов)
    2. По указанным телефонам отвечали другие люди: родственники или знакомые (182 респондента)
    3.Прерванные интервью

Из опрошенных участников около 95% указали учебные заведения, в которых они собираются учиться в будущем году. 4,3% вопрос не задавался, затруднились ответить меньше 1%. Таким образом, основная цель дополнительного опроса была достигнута.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!