• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа "Меченый атом"

 Меченый атом (Tracer Atom) это интерпретативный лонгитюдный проект, присоединенный к основному лонгитюдному опросу.

С 2012 года почти каждая из наших панелей (кроме панели 5-тиклассников в Москве) сопровождается интервью с небольшим количеством респондентов. В рамках этих интервью затрагивается биография, значимые события в жизни информантов, роль семьи, планы на будущее, и, главным образом, все значимые решения (о выборе специальности, учебы, работы).

Кроме того, в рамках этих интервью мы более детально затрагиваем вопросы, которые позволяют осветить роль культуры в формировании индивидуальной траектории. Это может быть роль учителей в школе или в спорте, друзей, героев книг, интересных находок, занятий пением или любви к Скандинавии. Нам важно разобраться, что является источником знания о и фактором выбора таких культурных смыслов, которые формируют дальнейшие пути информантов.

Некоторые опросы сопровождаются тематическими акцентами, что позволяет более детально изучить тот или иной аспект траектории. 

Лонгитюдное качественное исследование, в отличие от количественного, ещё не достаточно полно оформлено как исследовательская методология. Тем не менее, существует несколько флагманских исследовательских центров, особенно в Великобритании, которые выполняют такие исследования и пользуются признанием академии. Примером является инициатива Timescapes – объединение исследователей и университетов (London South Bank Unversity, Cardiff University, University of Edinburg, The Open University), направленное на проведение качественного лонгитюдного проекта и подготовку данных ко вторичной обработке, т.е. создание доступа внешним исследователям (“Timescapes: An ESRC Qualitative Longitudinal Initiative).

Актуальность лонгитюдных качественных исследований схожа с актуальностью количественных лонгитюдных исследований, поскольку и те и другие исследования позволяют получить уникальные данные, дающие представление о динамике социальных феноменов. Но качественные лонгитюдные исследования имеют специфику, которая позволяет отследить динамику социальных феноменов в масштабе индивидуальной биографии и в структуре коллективных смыслов. Многие социальные феномены, такие как семья, школа, неравенство, редко рассматриваются в динамике через призму индивидуальной биографии. Считается, что индивидуальная биография – слишком случайная и неустойчивая социальная структура, и в изучении перемен, происходящих в рамках индивидуальной биографии, приходится учитывать слишком большое количество случайных факторов, не поддающихся объяснению и интерпретации. Как правило, эта случайность атрибутируется субъективности восприятия и реакции в социальных ситуациях. Однако, в традиции понимающей социологии Макса Вебера уже обоснована валидность интерпретативного анализа, дающего доступ к структурам коллективных смыслов, стоящих за действиями индивидов, эта идея ещё не до конца развита с точки зрения методологии.

Социологи британского проекта Timescapes выделяют ряд причин, обуславливающих рост интереса к лонгитюдной качественной методологии на Западе:

- Повышение внимания со стороны составителей реформ и программ, связанное со смещением фокуса внимания с проблемы на индивидов, в сторону понимания мельчайших деталей процессов, формирующих такие значимые феномены, как социальная эксклюзия, резильентность и риски.

- Интерес к феномену карьеры – в связи с традиционными трудовыми сферами, а также в связи с таким концептами, как «карьера наркозависимости», то же самое исследуют в связи с алкоголизмом, ментальным здоровьем

- Тенденция к индивидуализации и де-традиционализации, которая приводит к тому, что возрастает интерес к индивидуальной биографии и процессам само-конструирования и само-репрезентации, которые создаются индивидами как проекты себя.

Качественные исследования не редко используют многократное интервью с одним респондентом, например, это особенно важно для антропологических исследований, требующих погружения в коллективные интерпретации сообщества, и для исследований биографии, нацеленных на рассмотрение биографии как одного из отражений масштабных социальных процессов. Однако само по себе многократное обращение к одному респонденту ещё не делает качественное исследование лонгитюдным. Чтобы исследование стало лонгитюдным, в его задачи должно входить изучение смыслопорождения в динамике, то есть во времени.

Это и является ключевым новаторством суб-программы «Меченый атом», реализуемой в рамках Мониторинга образовательных и профессиональных траекторий в России. Изменения смыслов в рамках биографии ещё не отслеживалось по мере развития биографии. Обычно, когда фиксируется биография, это пост-фактум описание, в большой степени интерпретация прошлого исходя из только одной точки «настоящего» - того момента в жизни информанта, когда проводится вопрос. Данная суб-программа позволяет зафиксировать несколько точек «настоящего», и в то же время для некоторых точек в биографии (размеченных точками опроса), он позволяет зафиксировать одновременно ретроспективную, актуальную и перспективную интерпретации. Иными словами, при опросе в определенный момент времени мы можем узнать о планах (образовательных и трудовых) информанта, а через определенный промежуток времени узнать о реализации (или не реализации) этих планов, а затем о переходе их в категорию «прошлого», своеобразных уроков личной истории. В каждой точке биографии интерпретаций происходящих, прошедших и планируемых событий зависит от накопленного опыта, а также от характеристик этой точки в общей структуре биографии данного информанта.

Такой подход позволяет детально изучить, какие существуют стратегии выбора образовательного пути на разных этапах жизни, какие существуют стратегии формирования своего трудового пути в контексте других жизненных горизонтов. Образовательная и трудовая траектория не формируется в изоляции от таких значимых социальных практик, как создание семьи или стремление к самореализации. Этот метод позволяет также изучить, как информанты проходят через значимые для всех структурные трансформации – например, выпуск из университета и поиск работы, создание семьи, принятие родительской роли.

В особенности качественный лонгитюд является перспективным методом для изучения образовательных институций, поскольку позволяет отследить роль, которую играют различные стороны образовательного процесса и события, в его рамках происходящие, и которые в дальнейшем могут ускользнуть из актуальных структур значимости информанта.

Также он актуален для исследований молодежи, поскольку подростковый и ранний взрослый возраст насыщенны событиями и ситуациями, требующими ответных действий со стороны социальных акторов, и эта насыщенность в принципе лучше схватывается качественными методами, а лонгитюдное исследование молодежи позволяет оценить роль событий, произошедших в молодости в том, как складывается дальнейшая траекторий. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.